Вернуться к списку

Электронные трудовые книжки: новая информация на сайте ПФР

Электронные трудовые книжки: новая информация на сайте ПФР

Сотрудники ПФР разработали памятку о работе с электронными трудовыми книжками, так как их появление сразу вызвало много вопросов. Методический материал размещен на официальном сайте Пенсионного фонда. Он разъясняет преимущества нового способа учета, особенности перехода на него. У работодателей появились новые обязанности, сотрудники ПФР в памятке подробно их разбирают, а также отвечают на вопросы, которые возникают чаще всего.
Несмотря на то, что электронные трудовые книжки не будут дублироваться на бумажные носители — они предполагаются только в цифровом формате, пользователи легко смогут получить доступ к сведениям, которые их интересуют:

  • в личном кабинете на официальном сайте Пенсионного фонда;
  • через портал «Госуслуги»;
  • через мобильное приложение.


Выписку в бумажном виде, если появляется такая необходимость, можно заказать у работодателя — бывшего или настоящего, обратившись по последнему месту работы. Также сведения из электронной трудовой книжки предоставят в управлении Пенсионного фонда или в МФЦ. Данные предоставляются вне зависимости от места жительства человека или места его работы, то есть экстерриториально.
Преимущества нового формата
Преимущества электронного варианта трудовой книжки:

  • повышение уровня безопасности данных, их сохранности;
  • облегченный доступ к сведениям о трудовой деятельности для работников;
  • уменьшение затрат работодателей на кадровый учет — приобретение, хранение, ведение бумажных трудовых книжек;
  • минимизация ошибок в сведениях о трудовой деятельности;
  • упрощение процедуры оформления пенсий, теперь для нее достаточно данных лицевого счета;
  • упрощение получения госуслуг с помощью данных из электронной трудовой книжки;
  • расширение возможностей для аналитики, которую проводят работодатели и государственные органы по трудовой деятельности населения;
  • расширение возможностей для дистанционного трудоустройства.


Переход на электронные трудовые книжки начнется в 2020 году. Для работающих граждан он остается исключительно добровольным, работодатель не имеет права обязать работника перейти на электронную трудовую книжку. Однако для тех, кто устраивается на работу с 2021 года впервые, бумажные трудовые книжки уже не предусмотрены, сведения о трудовой деятельности новых сотрудников будут вестись только в электронном виде.
Для сохранения бумажной трудовой книжки необходимо написать заявление, в соответствии с которым сведения будут вноситься и в электронный, и в бумажный варианты одновременно. Если заявления нет, то бумажная трудовая книжка передается на руки гражданину, а данные кадровик вносить только в цифровом формате.
У работодателей появятся новые обязанности:

  • с 01.01.2020 года в Пенсионный фонд ежемесячно должны предоставляться сведения о трудовой деятельности — они станут основой для формирования электронных трудовых книжек;
  • сотрудников необходимо в письменной форме проинформировать об изменениях в ТК, а также о праве на сохранение бумажной трудовой книжки;
  • сведения о приеме на работу или увольнении с 01.01.2021 года предоставляются в ПФР на следующий рабочий день, следующий за днем издания приказа о приеме на работу или увольнении.


Своевременные ответы на актуальные вопросы
Также в памятке есть ответы на наиболее актуальные вопросы, которые возникли в связи с переходом на электронные трудовые книжки. Они касаются:

  • возможности сохранения бумажных носителей;
  • предоставления сведений в Пенсионный фонд работодателем;
  • получения сведений о трудовой деятельности работниками;
  • состава сведений, которые будут содержаться в электронной трудовой книжке;
  • устройства на работу с электронной трудовой книжкой, которая теперь предъявляется либо в распечатанном виде, либо в цифровом, во втором случае с цифровой подписью;
  • внесении информации в трудовую книжку при увольнении — работодатель будет выдавать либо распечатку на бумаге, либо сведения в электронном виде, при сохранении бумажного варианта трудовой книжки в нее тоже вносятся все данные.


В перспективе электронные трудовые книжки упростят кадровый учет для работодателя, обеспечат быстрый доступ работникам к информации о собственной трудовой деятельности.

Запишитесь к нам на консультацию

По телефону:

+7 (495) 120-08-48

По почте info@myt-pravo.ru или заполнив форму: Записаться на консультацию
Или ждем вас в офисе: 141008, г.Мытищи, ул. Летная, д. 15/20 Пн - Пт : с 9:30 до 18:30 Суббота по предварительной записи

С вами свяжутся в ближайшее время