Вернуться к списку

Составление претензии

Составление претензии

С ситуациями нарушения условий договора, приобретения некачественных вещей рано или поздно сталкивается большинство из нас. Как возместить свой ущерб, с чего начать? Отвечаем: с составления претензии.

Претензия — деловое письмо, в котором высказывается недовольство качеством товара или исполнения договорных обязательств, просрочкой возврата долга и т.д. и одновременно предъявляются требования по возмещению причиненного ущерба. Этот вид деловой корреспонденции имеет юридическую силу, например, в суде служит доказательством, что предпринимались попытки решить конфликт в досудебном порядке. В ряде случаев при отсутствии претензионной переписки суд вообще не принимает иск, приходится писать претензию, ожидать 30 дней — именно таков установленный законом порядок — и подавать исковое заявление заново. Кроме того, зачастую с помощью претензии можно быстро добиться успеха в решении проблемы. Однако все это действительно только тогда, когда документ составлен согласно действующим правилам.

Правила и требования

Претензия пишется в вольной форме, единого утвержденного образца нет, но есть ряд правил, которые составитель должен знать и соблюдать. Обязательно указывается:

  • кем составлен и кому предназначен документ: для юридических лиц — полное официальное название компаний, у адресата — кому конкретно предназначено письмо — ФИО, должность; для физических лиц — ФИО, место проживания, контактные данные;
  • суть конфликта: какие пункты договора нарушены — со ссылкой на документ, какой брак обнаружен или, например, сумма долга и время просрочки выплаты;
  • законы, положения, которые были нарушены, — ссылки делаются на конкретные статьи, пункты;
  • требования с указанием статей Гражданского или Административного Кодексов;
  • сроки выполнения требований, варианты решения конфликта, санкции в случае, если никаких действий не последует — ссылки на законодательство обязательны.

Также непременное условие законности документа — наличие даты и собственноручной подписи (факсимиле не применяется).

Обратите внимание: сроки, суммы, которые имеются в документе, прописываются цифрами и прописью, расшифровка подписи обязательна.

Дополнительные доказательства — договоры, счета, накладные, чеки и т.д. — прикладываются к претензии и оформляются в качестве приложений, обязательно нумеруются и прописываются под основным текстом. Для письменных документов указывается количество страниц.

Составляется письмо как минимум в 2 экземплярах, один направляется адресату, второй остается у отправителя, юрлицо регистрирует его в журнале исходящих. Отправить документ можно любым удобным способом — факсом, электронной почтой, обычной почтой, но желательно получить официальное уведомление о доставке, которое пригодится при подаче иска в суд, а это только Почта России.

Видов претензий по категориям конфликтов достаточно много. Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

Претензия на некачественный товар

Претензия на товар ненадлежащего качества составляется в 2 случаях:

  • при доставке товара, качество которого не соответствует условиям договора;
  • при продаже частному лицу бракованного, поврежденного, испорченного изделия в магазине.

Во втором случае права физических лиц защищает Закон № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (последняя редакция от 29 июля 2018 г.).

В письме указывают точное наименование приобретенного изделия, дату, время и место совершения покупки. Далее следует причина предъявления претензии: все недостатки товара перечисляются максимально подробно. Обязательно надо сослаться на статьи закона, которые подтверждают права на возврат денег, замену или ремонт изделия. Составление претензии подразумевает указание требований, которые предъявляются продавцу. В данном случае покупатель имеет право потребовать:

  • замены на аналогичный товар надлежащего качества;
  • замены на товар, аналогичный первому, но другой фирмы, артикула и т.д. — с доплатой или возмещением разницы в стоимости по договоренности с продавцом или поставщиком;
  • снижения стоимости соразмерно обнаруженным дефектам;
  • исправления недостатков или оплаты их устранения покупателем или третьим лицом;
  • возврата денег — при этом товар возвращается продавцу.

К письму необходимо приложить доказательства:

  • договор купли-продажи в случае его официального заключения;
  • товарный чек;
  • гарантийный талон;
  • технический паспорт или иную сопроводительную документацию на изделие, например, сертификат;
  • экспертное заключение.

Законом четко не оговорены сроки подачи претензионного письма, однако стоит учесть:

  • в течение 14 дней с момента совершения покупки некачественный товар можно вернуть, для этого заполняется форма возврата непосредственно в магазине или торговой точке, которая работает на законных основаниях;
  • бракованный товар можно вернуть в течение всего срока действия гарантии, длительность которой зависит обычно от производителя, для сезонных товаров — пальто, перчаток, обуви — срок гарантии считается не со дня приобретения, а с начала сезона;
  • для технически сложных товаров сроки подачи претензионных документов продляются при выявлении серьезного брака, при невозможности использовать предмет адекватно более 30 дней за год, а также, если недостатки не устранены вовремя. Это определено Постановлением Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011. В нем же указан перечень технически сложных товаров, к которым относятся: бытовая техника, автомобили и другие транспортные средства, тракторы, мотоблоки, оборудование для сельского хозяйства, спортивные суда, яхты, лодки, катера, телевизоры, проекторы с цифровым управлением, легкие самолеты, вертолеты, другие летательные аппараты, компьютерная техника и многое другое.

Сроки ответа на претензионное письмо в данном случае зависят от обстоятельств:

  • аналогичное изделие для временного пользования предоставляется в течение 3 рабочих дней;
  • при возврате денежных средств безналичным способом в случае расторжения договора продавцу дается 10 дней;
  • на замену изделия точно таким же при условии наличия его у продавца выделяется 7 дней;
  • на замену в случае отсутствия изделия у продавца на момент получения письма — 30 дней;
  • на замену полностью аналогичным изделием при проведении экспертизы — 20 дней.

Повторную доставку во всех случаях оплачивает продавец. На проведение экспертизы выделяется 20 дней.

При отказе контрагента в возмещении ущерба, через 30 дней после направления претензии можно подавать исковое заявление в суд.

Образец претензии на некачественный товар

Претензия в страховую компанию

Случаи, когда страховая компания задерживает выплаты или вовсе отказывается платить, встречаются постоянно. Единственный способ законно получить компенсацию — написать претензию, если это не поможет, продолжить разбирательство в суде.

Перечень ситуаций, в которых подается претензия:

  • при возникновении страхового случая;
  • при отказе в бесплатном медицинском обслуживании или бесплатном предоставлении лекарств, которые включены в медицинскую страховку;
  • при занижении размера выплат;
  • при затягивании страховщиком процесса выплат или отказе в них.

Досудебная претензия страховой компании подается исключительно в письменном виде — устные переговоры ничего не дают, в ней указывается, что ответ тоже надо дать письменный. Срок ответа — не более 5 рабочих дней с момента получения письма. Направлять документы страховщику лучше всего Почтой России заказным письмом с уведомлением, так как оно прикладывается при необходимости к иску в суд.

В претензионном письме указываются:

  • полное наименование страховой компании, ФИО руководителя;
  • собственные данные — ФИО, место проживания, контакты;
  • сведения о договоре с указанием номера полиса, страховом случае, а также суть жалобы;
  • требования к страховщику;
  • банковские реквизиты заявителя, если выдвигается требование перевода денежных средств;
  • дата, собственноручная подпись.

В заявлении должны быть ссылки на законы, пункты договора со страховой компанией. В конце прописывается, какие меры предпримет заявитель в случае невыполнения требований. Последний пункт — перечисление приложений с указанием количества страниц в документах:

  • договор страхования;
  • чеки;
  • справки;
  • результаты экспертиз и т.д.

Шансы на удовлетворение требований напрямую зависят от собранной доказательной базы. Не забудьте: у заявителя должен остаться экземпляр письма с отметкой страховой компании о его получении или официальное уведомление, если документы направлялись по почте.

Образец претензии в страховую компанию по КАСКО

Образец претензии при занижении суммы выплаты по ОСАГО

Образец досудебной претензии при полном отказе выплаты по ОСАГО

Образец досудебной претензии, если страховая отказала в какой-либо части выплаты по ОСАГО

Бланк претензии о выплате страхового возмещения

Бланк претензии о выплате страховой суммы по договору страхования

Образец претензии при нарушении сроков выплаты и выдачи документов

Претензия работодателю

Редко кто-то хочет конфликтовать и, тем более, судиться с работодателем, поэтому написать претензию решаются обычно только после официального увольнения. Чаще всего речь идет о взыскании зарплаты, компенсации за отпуск, неправильных отчислениях в пенсионный фонд, но написать претензию иногда стоит и в других ситуациях:

  • привлечение к дисциплинарной ответственности без оснований;
  • отказ в предоставлении средств индивидуальной защиты;
  • отказ в предоставлении законного отпуска;
  • незаконное направление в командировку;
  • привлечение к сверхурочной работе без выплаты компенсации.

Претензия работодателю пишется по общим правилам. Стоит учесть: обязательной для подачи иска в суд она не является, но если надо доказать существование трудовых отношений — досудебная претензия станет хорошим аргументом.

Сроки подачи претензий работодателю различны. В некоторых ситуациях, например, при восстановлении на рабочем месте, выгоднее сразу подать исковое заявление в суд и направить жалобу в Трудовую инспекцию, так как срок давности по трудовым спорам этого вида составляет всего месяц. По выплатам денежных средств срок составляет 1 год, по остальным видам трудовых споров — в основном 3 месяца. Даже при пропуске срока давности суд рассмотрит обращение, если работодатель не заявит об истечении срока. Также суд имеет право восстановить сроки, если у работника есть уважительная причина, по которой он не мог обратиться с претензией и потребовать возмещения убытков, например, длительная болезнь.

Написать претензию работодателю можно индивидуально или коллективно, во втором случае шансов на успех больше.

Сотрудник, которому не выплачивалась заработная плата, может потребовать компенсацию за каждый день просрочки. Учтите: просрочка должна составлять не менее 15 дней, также обязательно наличие документов, согласно которым работодатель обязан выплатить зарплату в этот срок.

Претензию работодателю надо направлять так, чтобы в итоге на руках осталось доказательство получения им документов. При отправке почтой — заказным письмом с уведомлением — необходимо составить опись вложения. При личном вручении работник оставляет себе второй экземпляр с отметкой о приеме, которую должен сделать представитель работодателя: проставляются дата, ФИО и личная подпись.

Содержание претензионного письма работодателю

В претензии работодателю обязательно прописывается ряд пунктов:

  1. Адресат: полное наименование компании, ФИО руководителя.
  2. Заявитель: должность — полное название, ФИО.
  3. Доказательство наличия в прошлом или настоящем трудовых отношений — ссылка на трудовой договор, копия которого прикладывается к письму.
  4. Описание сути нарушения со ссылками на законодательство, пункты Коллективного трудового договора, в которых прописаны обязательства работодателя.
  5. Требования работника с указанием срока их выполнения.
  6. Предупреждение о намерении обратиться в суд.
  7. Внизу ставятся дата и собственноручная подпись работника.

Образец претензии работодателю

Претензия застройщику

Застройщику пишут претензии в случае:

  • нарушения сроков сдачи жилья;
  • низкого качества выполнения работ;
  • несоответствия первоначального плана дома с итоговым результатом;
  • несоответствия сданной квартиры плану: нарушены размеры комнат, высота потолков, размеры оконных проемов.

Что содержит претензия застройщику?

Претензионное письмо направляется тому лицу, которое подписывало договор с дольщиком от имени застройщика. Это обязательное условие. В тексте претензии обязательно указываются название компании, ФИО сторон, реквизиты, контактные данные.

В претензии описываются подробно все нарушения, даются ссылки на договор, законодательство. Например, согласно Федеральному Закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» дольщик вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков. Если есть данные экспертизы, сведения о стоимости работ по исправлению недостатков от подрядчика, они тоже указываются. Также включаются сведения о том, когда были выявлены недостатки, каким образом это было сделано.

Далее перечисляются требования: устранение недостатков, выплата компенсации, в том числе за съем жилья, если застройщик нарушил сроки сдачи объекта, и т.д.

Обязательно указываются сроки выполнения требований. Также в письме уместно заявить о намерении в случае отказа в устранении недостатков или отсутствии ответа в течение 10 дней обратиться в суд. Тогда застройщику будет грозить еще и крупный штраф.

Последний пункт — дата и подпись. Ниже перечисляются все приложения, которые содержат доказательства правоты заявителя: договор с застройщиком, акт экспертизы, договор с компанией, которая устраняла недостатки и т.д.

Написав претензию, проверьте все указанные в ней факты и цифры и только потом отправляйте застройщику.

Образец претензии застройщику

Основные ошибки при составлении претензии

Чаще всего авторы жалоб пишут под влиянием эмоций, поэтому допускают типичные ошибки, которые могут привести к опротестованию заявленных претензий в суде:

  • недопустимо использование нецензурной лексики, бранных выражений, оскорблений;
  • обстоятельства излагаются сжато, простыми фразами;
  • при описании сути вопроса следует строго придерживаться фактов, которые легко доказать, не стоит приводить собственные выводы — они могут оказаться ошибочными;
  • особое внимание уделяется адресату, неправильного написания фамилии или названия предприятия достаточно, чтобы претензию не приняли к рассмотрению.

Претензии разных видов пишутся фактически по единым правилам. Но в каждом случае имеются свои особенности, есть нюансы законодательства, которые необходимо знать досконально, чтобы не допустить ошибки.

Сотрудники «Юридического кабинета братьев Болтуновых» с 2011 г. постоянно занимаются составлением претензионных документов. Профессиональный юрист проконсультирует, оценит шансы дела, поможет собрать доказательную базу и написать претензию грамотно, а также подать ее в срок.

Запишитесь к нам на консультацию

По телефону:

+7 (495) 120-08-48

По почте info@myt-pravo.ru или заполнив форму: Записаться на консультацию
Или ждем вас в офисе: 141008, г.Мытищи, ул. Летная, д. 15/20 Пн - Пт : с 9:30 до 18:30 Суббота по предварительной записи

С вами свяжутся в ближайшее время